Я работал со многими великими дизайнерами, и все они отличались друг от друга. У каждого человека есть свой стиль, своё отношение к работе и индивидуальность. Поэтому я был так поражен, обнаружив, что существует определённое количество общих принципов, которым, сознательно или бессознательно, следуют все успешные творческие люди.
Основы отличной дизайнерской работы строятся на ценностях и принципах, а весь инструментарий, приёмы и хитрости находятся на втором месте.
Вот наиболее важные принципы, о которых я узнал за последние 11 лет совместной работы с другими дизайнерами. Наверное, нет таких людей, которые использовали бы их ежедневно, но многие топ дизайнеры опираются в своём творчестве на эту идеальную модель.
1. Любой проект может оказать влияние на вашу карьеру
Ведущие профессионалы поддерживают постоянный уровень качества независимо от проекта. Первоклассный дизайнер даже сайт-визитку для соседа-сапожника выполнит как один из своих лучших проектов.
Начинающие дизайнеры часто задают мне такой вопрос: «Как вы получаете серьёзных клиентов с большими финансовыми возможностями?» Как правило, известные бренды и крупные предприниматели ищут людей, которые делают не просто работу, а могут удивить чем-то особенным. Если вы стараетесь сделать каждый свой проект как можно лучше, независимо от его оплаты и требований к нему, то уже очень скоро вы сможете собрать для себя отличное портфолио.
Если же вы не хотите работать подобным образом, и не считаете нужным делать подобные инвестиции в своё будущее, тогда, скорее всего, вы никогда не будете работать в проекте своей мечты. Ни один проект не будет для вас достаточно хорошим, вот так-то. В конечном итоге, вас ждёт постоянное ожидание «идеального клиента» и рутинная работа в «замкнутом круге» неблагоприятных условий.
Самые творческие люди каждый свой проект воспринимают как желанную работу.
2. Надо уметь заставлять себя
К сожалению, даже среди талантливейших дизайнеров встречаются ненадежные и недисциплинированные люди. Я периодически сталкиваюсь с ними в своей работе. И что я могу о них сказать? Как правило, они остановились в своём развитии, застряв на уже усвоенном.
Великие художники всегда заставляли себя творить. Всегда. Многие дизайнеры вредят себе, когда изображают из себя непризнанных творцов. Они полагают, что работу надо делать только в моменты некоего божественного наития и вдохновения. Всем подобным «гениям» я рекомендую углубиться в изучение биографий лучших художников всех времён. У Дали, Пикассо, Ван Гога, Леонардо да Винчи и Бранкузи было одно общее свойство: потрясающая дисциплинированность. Они приходили в свою рабочую студию каждый день, независимо от того, было у них настроение или нет.
Дизайнеры работают в деловом мире. Дело должно быть сделано. Способность заставить себя работать в любое время и выполнять свои обещания так же важна, как талант или портфолио.
Редко можно найти клиента, готового терпеть отсутствие дисциплины. И даже если вы его найдёте, он будет относиться к вам соответственно.
3. Будьте в курсе современных тенденций, но не руководствуйтесь только ими
Тенденции очень важны. Обычно они полезны для их творчества, и вы должны учитывать их в своей работе. Я не самый большой поклонник тенденций, но бизнес не может быть вне своего времени.
Дизайн десятилетней давности в 2014 году уже воспринимается как устаревший. Хотя стандарты и мышление не слишком изменились с конца 1900-х годов, никто не хочет иметь дело с проектами, не идущими в ногу со временем.
Помимо визуального воплощения, тенденция являет собой гораздо более сложное явление. Она, как правило, объединяет в себе социальные, культурные и технологические моменты. Дизайн в стиле Flat, например, воплощает в себе бунт против назойливых интерфейсов и сложного программного обеспечения, так раздражающих пользователей. Важно, однако, помнить, что тенденция — это всего лишь тенденция.
Иногда вам нужно довериться своему разуму и интуиции, чтобы пойти немного в другом направлении. Выдающиеся дизайнеры никогда не руководствуются трендами.
4. Добавьте творчества в каждый проект
Я поражаюсь огромному количеству плагиаторских проектов на Dribble или Behance. Например, только на основе обычных шаблонов создаются сотни работ с незначительными различиями. И все они сделаны дизайнерами с большим потенциалом! Помните, что вам платят за творчество. Руководствуйтесь вдохновением, добавляйте свои собственные компоненты, используйте свою интуицию, чтобы создавать уникальные проекты.
Может ли обычный пользователь Photoshop, используя UI Kits, выполнить такую же работу, как и вы? Если да, то вы легко заменимы.
Трудно создавать что-то новое. Трудно потому, что мы боимся. Боимся потерпеть неудачу, опозориться, выйти за пределы зоны комфорта. Но если у вас не будет мужества отстаивать свои идеи, вы никогда не станете великими дизайнерами, а возможно, и не добьётесь успеха в любой другой области.
5. Выкладывайтесь на 100 % в каждом проекте
Великие дизайнеры увлекаясь, делают намного больше того, что требуется клиенту или боссу. Невозможно создать по-настоящему ценную работу, не понимая всей картины в целом.
Если вы на 100 % участвуете в проекте, вы должны оставить свой Mac, Photoshop и ваше уютное рабочее место, чтобы полностью вникнуть во все нюансы этого дела. С неподдельным интересом. Я знаю, это страшно. Собираетесь ли вы посетить этот завод, кафе или конференцию? Готовы ли общаться с нужными людьми и задавать правильные вопросы? Узнавать об их жизни? Вы внимательны?
Хорошие проекты не появляются на пустом месте. Пустота порождает проекты, которые выглядят необычайно, но рассыпаются при первом клике или прикосновении клиента. Дизайнеру легко сбиться с пути. Только немногие клиенты образованны и опытны настолько, чтобы понять, правильные ли вещи вы делаете. Вы можете обмануть очень многих. Но это не значит, что вы должны это делать.
Достоинство заставляет дизайнера работать на самом высоком уровне, даже когда никто на вас не смотрит. Готовность сделать всё возможное говорит о вашем отношении к работе. Основываясь на этих двух качествах, всегда можно предсказать, будет ли дизайнер выдающимся, или останется обычной посредственностью.
6. Бриф — всего лишь отправная точка. Исследуйте новые возможности
Любой клиент имеет ограниченное представление о возможностях дизайн-проекта. Именно поэтому и они нанимают вас, и платят за ваши услуги. Опытный дизайнер ищет новые направления и ресурсы, которые могут поднять проект на следующий уровень.
Да, это большая работа. Да, вы должны донести свои идеи до клиента. Но это единственный путь для тех, кто ищет невероятных результатов.
Я ещё не встречал ни одного клиента, который не желал бы выслушать новую идею. Но как можно продвинуть свою идею? Представив её на языке клиента. Свяжите идею с целями, которые имеют для него значение. Покажите клиенту дополнительную выгоду.
Я знаю дизайнеров, которые всегда задают много вопросов, придумывают новые направления и всегда требуют большего от проекта. Когда вы поступаете так, то закладываете основу для суперпроекта ещё на стадии брифинга.
7. Работайте с контекстом
Любой дизайн-проект оживает в заранее определённом контексте. В контексте учитывается аудитория, конкуренция, политика компании или бренда, люди, национальная и мировая экономика и многие другие факторы.
Великие дизайнеры стараются понять контекст, чтобы творить в нём. Конечно, это накладывает определённые ограничения, но эти ограничения не могут помешать настоящему творческому потенциалу проявить себя. Большой проект всегда растет из «корней».
Цель любого проекта состоит в том, чтобы добиться реальных результатов. Вы получите такие результаты только тогда, когда поймёте: на кого вы работаете, почему вы это делаете, и как вы можете изменить ситуацию.
8. Будьте открыты для обратной связи и готовы к доработкам
Это одна из самых болезненных тем для любого дизайнера. Кое-что просто потрясло меня несколько лет назад. Основной причиной, по которой дизайнеры сопротивляются обратной связи и не любят вносить изменения в свою работу, является отсутствие ощущения безопасности. Мы всегда ожидаем, что всё получится с первого раза. Но это бывает редко. Даже гении работают с поправками. Дэвид Огилви, один из лучших копирайтеров всех времен, сказал:
«Я сделал более 19 копий одного проекта, перед тем как его представить. Я написал 37 заголовков для Sears Roebuck на прошлой неделе, и я думаю, что три из них достаточно хороши, чтобы показать их другим людям для получения комментариев. Итак, как вы видите, писательство не даётся мне легко».
Но какое отношение копирайтинг имеет к дизайну? Он служит той же цели: вы взаимодействуете с клиентом и, в конечном результате, что-то продаёте. Топ дизайнеры понимают это, они считают нормальным переделывать проект 3, 10 или 30 раз.
Лучшие проекты рождаются из мельчайших подробностей, обновлений и улучшений.
Часто мы с ходу отвергаем отличные идеи коллег-дизайнеров и клиентов. Если вы любите дизайн, поставьте проект выше своего эго.
9. Не поддавайтесь эмоциям
Это тоже часть работы — научить клиентов и коллег чётко аргументировать свою обратную связь. Конечно, бывают такие моменты, когда все стороны, участвующие в проекте, ведут себя очень эмоционально. В таком случае, они могут разрушить крупный проект несколькими неосторожными высказываниями.
Вам надо научиться правильно реагировать в такой обстановке. Стойте на своём. Защищать своё решение надо спокойно, твердо и аргументированно. Дизайн имеет правила, работающие в большинстве случаев. Любой дизайнер, умеющий придерживаться правил, является экспертом, и это всегда рассматривается как его преимущество. Большинство клиентов положительно реагируют на профессиональную, хорошо аргументированную и стойкую позицию. А в остальных случаях спросите себя, что для вас важнее: минутное удовлетворение от собственной правоты или долгая плодотворная работа с клиентом?
Только топ дизайнеры могут самостоятельно выбирать своих клиентов. В то же время, вы никогда не сможете достичь этого, если постоянно будете идти на уступки.
Вы должны научиться различать ситуации, когда необходимо быть гибким, и когда вы должны стоять на своём любой ценой. Это тонкое чутьё, но оно помогает строить свою карьеру и свой бизнес.
Лучшие дизайнеры всегда немного политики.
10. Обучайте своих клиентов и демонстрируйте свою значимость
Вы знаете больше, чем ваш клиент. И будет совсем неплохо, если вы поделитесь с ним некоторыми знаниями, своим пониманием и секретами. Но почему вы должны это делать? Почему великие дизайнеры должны делать больше, чем просто сосредотачиваться на дизайне?
Клиенты работают в бизнес-среде, они ежедневно решают множество вопросов. Клиент, который понимает, почему вы приняли определённое решение, будет более спокоен и уверен.
Мы видим вещи по-разному: дизайнер и клиент. После каждого проекта мы выносим свой собственный образ бизнеса. Это большая власть и ответственность. Топ дизайнеры безумно любят общаться. Может быть, вы лучше разбираетесь в Photoshop, но вы должны «примерить разные шляпы». Наверное, мы любим делать это, потому что это заставляет нас быть активными и редко надоедает.
Кроме того, всегда информируйте клиента о его выгоде. Вот хорошая формула для этого: «Вы получаете эту скидку, потому что я (мы) были активными». Это удивительный способ выделиться и позволить клиентам с радостью выбирать вас. Помните, что вы продаете услугу, а не продукт. Только ваша значимость поднимает вас в глазах клиента.
Постоянно общайтесь и проводите консультации. Если вы являетесь для клиента консультантом, это поднимает ваши отношения на совершенно новый уровень. Большинству клиентов нравится это. Вы тоже получите от этого удивительные преимущества: больше прибыли, доверия, прочных отношений, рекомендаций и творческой свободы.
Бонус: учитесь чему-то новому
Даже 10 или 20 лет опыта не являются оправданием для лени! Дизайн развивается всё быстрее и быстрее.
Я знаю дизайнеров, которые были на вершине всего семь-восемь лет назад, а сегодня они котируются намного ниже людей с несколькими годами опыта. По мере того, как растёт ваш доход, а многие вещи начинают доставаться легче, появляется тенденция к сокращению своего энтузиазма, любопытства и страсти. А потом вы обнаруживаете, что растеряли свой боевой дух и свои навыки. Вы устарели.
Я был удивлен, увидев ряд «старших» дизайнеров, которые все ещё не знают основные правила композиции, верстки, типографии или теории цвета. Талант без направления — ничто. Качество, количество и доступность проектных ресурсов за последние годы значительно улучшились. Снимайтесь с ручника!
Я отношусь с большим уважением к тем дизайнерам, которые продолжают развиваться и сохраняют свою страсть и энтузиазм. Такие бодрые старички всегда могут померяться страстью и энергией с молодыми.
Оставайтесь голодными, оставайтесь глупыми.
Стив Джобс
Одного таланта никогда не бывает достаточно.
Оригинал: The Game of Design: 10 Things Creatives Have in Common